Игры и игрушки для детей раннего возраста

Маленький ребенок сталкивается не только с предметами-орудиями. С первых месяцев жизни его окружают предметы, специально предназначенные для детей и требующие совершенно иных способов действия – детские игрушки. Если действия с предметами-орудиями (ложкой, чашкой, лопаткой и пр.) требуют определенных и жестко фиксированных способов действия, то с игрушками ребенок может делать все что хочет. Здесь совершенно не требуется устойчивых и однозначных операций, напротив, действия с игрушками предполагают полную свободу ребенка. Различия между этими двумя видами предметных действий заключаются еще и в том, что предметно- практическая деятельность всегда направлена на какой-то результат и регулируется этим результатом, а действия с игрушка- ми не предполагают такого результата и осуществляются без ка- кой-либо определенной цели.

В начале второго года жизни игрушка выступает для ребенка в том же качестве, что и любой предмет, с которым можно манипулировать. Малыш перекладывает игрушки с места на место, стучит ими, вкладывает в различные емкости, т.е. осуществляет с ними неспецифические действия. Игры, как отдельного вида деятельности, в начале раннего возраста еще нет. Однако на втором году жизни игра отделяется от предметно- практических действий и становится специфическим занятием ребенка. Отделившись от предметно-практических действий, игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития.

Сама же игрушка еще не является для малыша игрушкой в привычном смысле слова (т.е. моделью другого предмета); она выступает для него как настоящий предмет (чашка, ложка или кроватка), только маленький. Они переносят действия с «настоящими» предметами на игрушки – и появляются действия с игрушками, как с «настоящими предметами». Например, один двухлетний мальчик показал маме игрушечный стульчик и спросил: «Что это?», а когда мама ответила, что это стул, он, к ее величайшему удивлению, попытался сесть на него.

Игра ребенка второго года жизни представляет собой до- вольно бессистемный набор действий, имеющихся в репертуаре малыша. Ребенок либо без конца выполняет одно и то же действие, либо осуществляет несколько действий без какой-либо логической связи: сначала кормит куклу, потом причесывает, укладывает спать, снова причесывает, кормит и т.д. Игровые действия не имеют какого-либо продолжения и лишь формально (а не содержательно) переходят одно в другое. Например, сложив в кастрюльку предметы и начав их помешивать ложкой, т.е. готовить еду, ребенок незаметно переходит на простые манипуляции: принимается заполнять кастрюльку всеми доступными предметами, потом выкладывать их на стол и обратно. Смысл такой игры заключается в самом процессе действия, по- этому ее называет процессуальной.

Особенности такой игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности заключаются в следующем:

1) однообразие, «одноактность» и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними;

2) содержанием игровых действий является подражание взрослому – ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит с помощью разных игрушек то, что уже делал вместе со взрослым;

3) материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка;

4) слабая эмоциональная включенность в игру – ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие; игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний. Хотя ребенок формально уже играет, эта игра еще не настоящая. Она резко отличается от игры дошкольника, где есть роль, воображаемая ситуация, творчество самого ребенка и пр.

 

Попова, Е.В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста: курс лекций / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017 – 143 с.

Для ребенка второго года жизни игрушка еще не представляет собой предмета, специально для него предназначенного и изображающего «взрослые» предметы. Так, например, игрушечная машинка до тех пор, пока он не познакомится с настоящим автомобилем, выступает для него не как игрушка, а как простая вещь, с которой связаны определенные манипуляции. Это относится к игрушечным животным, кубикам и пр.

Наряду с игрушками, изображающими предметы, ребенок сталкивается с настоящими вещами, такими, например, как ложка, чашка, карандаши, совочки, лопатки и пр. Это предметы- орудия, которые имеют в жизни человека строго определенную функцию и пользование которыми предполагает, в отличие от игрушек, совершенно определенный, жестко фиксированный способ действия. Овладение этими орудийными действиями происходит именно в раннем возрасте и является важнейшим приобретением этого периода.

Для ребенка второго года жизни созданы пирамидки из пяти колец – одноцветная «елочка» и разноцветная. Новизна этих игрушек в использовании не традиционного тонкого стержня, а конусообразного, широкого у основания. Обычно детей больше привлекают простые игрушки, и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение. Есть два типа игрушечных поездов. Один поезд совсем похож на настоящий и бегает по рельсам. А другой поезд сделан из простых деревянных блоков, которые легко расцепляются. Маленькому ребенку трудно справляться с заводной железной дорогой, и в поезд ничего нельзя погрузить, пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе, – это грузовик с прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить грузы в разные города. Когда ему надоест суша, каждый кубик станет лодкой и эту флотилию потянет баржа – большой кубик. И так он может играть бесконечно.

Между одним и полутора годами ребенок с увлечением засовывает один предмет в другой и толкает или тащит его по комнате. Деревянный блок на четырех колесах – любимая игрушка всех детей, но картонная коробка с веревочкой тоже хороша. Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кастрюлями и прочей домашней утварью, или кубиками и блоками. Мать годовалого ребенка жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет вставлять кастрюльки и сковородки одна в другую. Ребенок видит, что его мать «играет» с кастрюлями, а не кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли. Ближе ко второму году ребенку становится все инте-реснее подражать взрослым и страшим. Дети сначала подражают тому, что делают мама и папа, например, «подметают пол», «моют посуду» или «бреются». После двух лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, грузовиками и особенно охот- но – кубиками.

Еще одна очень популярная игрушка в раннем возрасте – мягкая игрушка, которая относится к группе «образных» и представляет собой изображения различных животных, сделанных из мягкого материала. Чтобы стать любимой, мягкая игрушка должна отвечать определенным требованиям: вызывать симпатию, быть узнаваемой, иметь приятные цвет и материал, быть не очень большой и не очень маленькой (10–40 см), «уметь» сидеть и лежать.

В.М. Холмогорова и Ю.М. Болмосова в исследовании адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению выделили следующие функции любимой игрушки:

1.  Игрушка выполняет функцию психологической защиты для ребенка. В период обиды на других детей или взрослых, когда ребенку особенно необходимо, чтобы его кто-то обнял, по- жалел, 27 % всей группы детей и 100 % тяжело адаптирующихся к детскому саду детей обращаются к любимой игрушке.

2.  Игрушка выполняет функцию партнера по общению. В первые дни пребывания в детском саду, когда игра, общение со сверстниками или взрослыми еще отсутствуют, принесенная из дома мягкая игрушка облегчает малышу переживание опасности, одиночества, дает ощущение нужности и самостоятельности.

3. Игрушка выполняет функцию посредника между взрослым и ребенком, помогает установить эмоционально положи- тельный контакт с малышом. Детям, у которых процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению носит продолжительный и болезненный характер, особенно тяжело выступать инициаторами общения, поэтому в качестве предмета общения они выбирают любимую игрушку.

4.  Любимые игрушки позволяют детям обрести чувство

«Я» и осознать свои переживания. Дети с трудной адаптацией к детскому саду приписывают игрушке свое эмоциональное состояние: «Ей грустно», «Она плачет», «Мишка ждет маму». Именно с игрушкой ребенок проигрывает и переживает все, что с ним происходит: сон, кормление, игру, ожидание родителей и т.д.

Для каждого этапа в развитии ребенка раннего возраста исследователи рекомендуют родителям и воспитателям при- мерный перечень игрушек [3].

Игрушки для детей в первые шесть недель жизни:

–  игрушки для ванны: развивают осязание, учат концентрировать внимание, отвлекают и развлекают ребенка во время купания;

–  мобили (карусельки): развивают зрение, учат концентрировать внимание и сосредоточиваться на движущих предметах;

– музыкальные шкатулки и магнитофоны: развивают слух, успокаивают малыша;

–  погремушки: развивают, слух, внимание, осязание, координацию движений;

– мягкие игрушки: развивают осязание.

Игрушки для детей первых шести месяцев:

–  мягкие кубики: развивают осязание, мускулатуру рук, чувство пространства;

–  игрушки, игровые панели, тренажеры для игры в кроватке: развивают осязание, вкус, зрение, мускулатуру рук;

– небьющиеся зеркала: развивают зрение, учат фокусировать взгляд, воспринимать собственное изображение;

– кольца, мягкие мячики: развивают осязание, мускулатуру рук;

– зубные кольца: развивают вкус, осязание, зрение.

Игрушки для детей от шести месяцев до года:

–  кухонные принадлежности: развивают зрение, мелкую моторику;

–  сенсорные шарики: развивают зрение, осязание, воображение, мускулатуру рук;

–   пазлы (игрушки-вкладыши): развивают зрение, осязание, учат различать формы и ориентироваться в пространстве;

–  формочки, сортеры: развивают зрение, осязание, моторику, логическое мышление, учат различать формы;

–  каталки: развивают зрение, осязание, слух, моторику, учат различать звуки;

– мягкие куклы: развивают зрение, осязание, речь;

–  пирамидки: развивают логическое мышление, зрение, мелкую моторику, учат различать цвета, формы, размеры.

Игрушки для детей от года до двух лет:

– принадлежности для творчества;

– мячики, кубики, пирамидки, пазлы;

– игрушки для ванны;

– формочки, ведерки, лопатки, совочки;

– куклы;

– игрушечные инструменты;

– каталки, лошадки, машинки, велосипеды;

– мягкие игрушки.

Игрушки для детей от двух до трех лет:

– доска и мелки;

– мыльные пузыри;

–  хозяйственные принадлежности (кастрюльки, мисочки, сковородки и пр.);

– музыкальные инструменты и шкатулки;

– мозаика;

– фигурки людей, животных;

– куклы-марионетки, куклы-рукавички, кукольный театр;

– машинки, тележки, юла;

– игрушечные телефоны.

 

Попова, Е.В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста: курс лекций / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017 – 143 с.

Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что детская игра не возникает сама по себе, без какого- то руководства со стороны тех, кто уже умеет играть, – взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить мнимую ситуацию. Дошкольники, растущие в закрытых детских учреждениях, в условиях дефицита общения со взрослым, значительно отстают от своих семейных сверстников по уровню развития и срокам появления игры. Все это может свидетельствовать о том, что истоки игры нужно искать не в природной предрасположенности ребенка, а в его отношениях со взрослыми. Без специального обучения игра и игровые замещения не возникают.

Наблюдения за поведением ребенка позволили выделить ряд этапов приобщения ребенка к игре с предметными замещениями. На первом этапе ребенок не проявляет никакого интереса к замещающим действиям взрослого. В ответ на просьбу взрослого найти отсутствующий предмет (например: «Давай дадим кукле конфетку! Где у нас конфетка?») либо вообще не отвечает, либо отвечает отрицательно («Нет здесь конфеты»). Сам ребенок пользуется только реалистическими игрушками по их прямому назначению.

На следующем этапе ребенок обнаруживает интерес к замещающим действиям взрослого и сразу же после наблюдения подражает им с теми же предметами-заместителями. Однако это подражание носит формальный, автоматический характер. Ребенок не запоминает, с какими предметами он действовал, и не осознает смысл замещения. Ему безразлично, с какими предметами совершать то или иное действие, он легко принимает и воспроизводит любые действия взрослого с любыми предметами. Ребенок «не держится» за свое или чужое замещение. Это может свидетельствовать о том, что у него нет устойчивого образа предмета, который он замещает в действии. Поэтому замещение имеет формальный характер и не является значимым для малыша.

На третьем этапе ребенок самостоятельно воспроизводит отсроченную имитацию замещающих действий взрослого. При этом наблюдается достаточно точное и полное их копирование и сосредоточенность на их выполнении. Малыши демонстрируют привязанность к определенным замещениям, показанным взрослым, и с удовольствием их воспроизводят. Но самостоятельных замещений пока нет. Наводящие вопросы взрослого о новых замещениях вызывают чаще всего отрицательный ответ, а иногда выбор случайного предмета. На этом этапе дети начинают более критично относиться к предметам-заместителям. Например, начав по просьбе взрослого кормить куклу зубной щеткой (как ложкой), ребенок вдруг останавливается и, как бы исправляя ошибку, берет игрушечную ложку и начинает кормить, а потом чистит кукле зубы щеткой. Такое поведение не наблюдалось на предыдущем этапе, где малышу было все равно, чем выполнять игровое действие. Здесь ребенок начинает осознавать разрыв между знакомым ему предметом (обозначаемым) и другим, которым он вместо него действует. Именно в это время малыши отказываются принимать любые замещения взрослого и соглашаются лишь на некоторые.

На четвертом этапе в поведении детей наряду с подражательными появляются самостоятельные замещения, представляющие собой вариации действий взрослого. Не выходя за рамки сюжета, ребенок начинает варьировать действия взрослого, внося в них элементы новизны. Однако действия ребенка еще не являются замещениями в полном смысле слова, поскольку замещения существуют только в движениях, но не в сознании ребенка. На вопрос взрослого о названии предметов, с которыми он играет, ребенок дает их реальные, а не игровые имена. Например, мальчик явно занимается приготовлением пищи: помешивает что-то в кастрюльке, дует, пробует на вкус. На вопрос взрослого: «Что у тебя варится?» – он отвечает: «Палочки и колечки». Встречаются также двойные наименования предметов, например «шарик – яблоко» или «колечко – печенье», но эти наименования очень непрочны и часто распадаются. Реальная и игровая функции предметов в таких замещениях оказываются рядоположенными. Самостоятельных игровых называний предметов еще нет. Важно подчеркнуть, что на этом этапе

уже есть действия с предметом-заместителем, но еще нет называния этого предмета игровым именем. На ранних стадиях развития игры (в отличие от последующих) ребенок не может назвать предмет новым именем, до того как он не произведет с ним соответствующее действие.

Таким образом, развитие игровых замещений в раннем возрасте проходит следующие этапы:

1) наблюдение за игрой взрослого;

2) присоединение к этой игре, совместная игра;

3) подражание действиям взрослого;

4) самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий, появление самостоятельных игровых замещений. Поворот от непосредственного подражания чужим действиям к собственным действиям ребенка происходит при активном и непосредственном участии взрослого.

Формирование игровых замещений осуществляется в совместной игре ребенка со взрослым. Этот процесс можно описать как превращение разделенного со взрослым действия в индивидуальное действие ребенка, в ходе которого он открывает новый способ действия с предметом и изобретает свои собственные способы замещения. В процессе формирования игровых замещений ребенок отделяет действие (назначение) и название (слово) от конкретного предмета, благодаря чему становится возможным перенос значения одного предмета на другой. Переименование предмета (введение знака) преобразует для ребенка воспринимаемую ситуацию в смысловую. Становится возможным отделить действие от слова (или от мысли), а не от вещи.

 

Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста

Разговор о творчестве применительно к детям раннего возраста может показаться странным. Ведь творчество в общем плане рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее.

Игра детей второго года жизни имеет в основном репродуктивный характер: их действия целиком определяются наглядной ситуацией и демонстрацией взрослого. Использование предметов-заместителей имеет чисто подражательный характер и плохо осознается ребенком.

На третьем году жизни игра претерпевает значительные изменения, которые заключаются в следующем. Во-первых, усиливаются игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру: увеличивается длительность игры, ребенок ярче и чаще проявляет различные эмоции, значительно нарастает самостоятельность игровых действий, их независимость от взрослого. Во-вторых, существенно меняется состав игровых действий: совершенствуется владение игровыми навыками, увеличивается не только число игровых действий, но и их вариативность. На смену разрозненным действиям двухлетнего ребенка приходит последовательная и самостоятельная отработка схем одного сюжета. Так, для того чтобы приготовить кукле обед, ребенок может в течение пятнадцати-двадцати минут резать овощи, складывать их в кастрюлю, помешивать, пробовать на вкус, сервировать стол и т.д. Двухлетний малыш в той же ситуации бегло подносит ложку ко рту куклы. В-третьих, что, пожалуй, самое главное, в репертуар игрового поведения детей прочно входят замещения.

Большинство детей в конце третьего года жизни без труда замещают одни предметы другими и сами дают им соответствующие названия. Эти замещения часто бывают достаточно оригинальными собственными изобретениями детей. Они и являются первыми «продуктами» детского творчества.

 

Попова, Е.В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста: курс лекций / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017 – 143 с.

поделиться в:

Интернет-ресурсы: