Выхоўваем маленькага патрыёта

Ивьевский район образован 15 января 1940 года. На территории площадью 1841 кв. км. расположились 371 населенный пункт. Всего в районе проживает 26 тысяч человек, в том числе в сельской местности – более 16 тысяч.

Центр района – г. Ивье.

Ивьевский район расположен в северо-восточной части Гродненской области. Граничит с Республикой Литва, Ошмянским, Лидским, Новогрудским и Вороновским районами Гродненской области, Воложинским и Столбцовским районами Минской области.

В административном отношении район делится на город Ивье, и 11 сельских Советов.

Национальный состав населения представлен белорусами – 79,6%, поляками – 15,4%, русскими – 2,4%, а также татарами – 1,8% и другими национальностями - 0,8%.

Выгодное географическое положение даёт району наличие развитой сети автомобильных дорог республиканского значения и железнодорожных путей сообщения.

Общая протяжённость речной сети составляет 762 км. Наиболее крупные реки: Неман, Березина, Гавья, Клева.

Под лесами занято около 45% территории района. Здесь частично расположен заказник республиканского значения «Налибокская пуща», биологический заказник «Урочище Красное» и ландшафтный заказник местного значения «Раздоры».

В лесах Ивьевщины обитают лоси, кабаны, олени, косули, лисы, выдры, ондатры и другие животные.

 

Город Ивье возник на древней дороге, проходившей с севера на Лиду и Новогрудок.

История Ивьевщины уходит своими корнями в далёкое прошлое. Согласно легенде, основала его княгиня Ева – жена Великого князя литовского Гедемина, облюбовавшая для своего имения красивое приречное, поросшее плакучими ивами место. Здесь и был возведён замок, который послужил началом поселения.

 

Почти шесть веков назад, в 1444 году, Ивье впервые упоминается в письменных источниках. Однако, некоторые учёные относят основание Ивья к XIII веку.

В первой половине XVI века Ивье принадлежало князьям Заберезинским. Затем им владели Кишки, Сапеги, с 1752 года – Огинские, в XIX веке – Тызенгаузы, Замойские.

В XIV веке в слободе под Ивьем, князем Витовтом, были поселены татары. В 1882 году на деньги графини Замойской построена мечеть, которая действует и ныне.

Известность Ивью в XVI веке принесла арианская школа, основанная Яном Кишкой в 1585 году. Это учебное заведение вошло в историю просвещения Беларуси под названием Ивьевская арианская академия.

После закрытия Ивьевской академии, благодаря сложившимся просветительским традициям, была основана одна из первых в Беларуси типографий, выпускавшая книги на славянском языке.

 

Предполагают, что и «Грамматика М. Смотрицкого» была отпечатана в 1619 году в Ивьевской типографии.

В 1631 году был основан костел Святого Креста, а при нем монастырь ордена бернардинцев.

В 1742 году Ивье официально получило статус местечка. После третьего раздела Речи Посполитой, в 1795 году Ивье и прилегающие территории вошли в состав Российской империи. С 1820 года владельцем Ивья стала графиня Замойская. Ивье было не только торговым, но и административным центром. Здесь находились волостное управление, приходское и двухклассное народные училища, позже стали открываться магазины, появились аптека и сберегательная касса.

С 1921 по 1939 год Ивьевский район находился в составе Польши. В это время местечко Ивье было белорусско-еврейско-польским с небольшим количеством татар. Евреи имели 4 синагоги и еврейскую школу. Работали польские школы. В 1922 году была открыта татарская школа.

В 1940 году, после вхождения на территорию Западной Белоруссии войск Красной Армии, Ивье становится районным центром Барановичской области.

В период Великой Отечественной войны Ивьевский район был оккупирован немецкими войсками. В Ивье было организовано гетто, куда свозили евреев со всего района. 12 мая 1942 года в урочище Стоневичи было расстреляно 2524 еврея. Сейчас на этом месте находится мемориальный комплекс. Ивье было освобождено 7 июля 1944 года. Началось восстановление народного хозяйства.

8 января 1954 года Ивьевский район включён в состав Гродненской области.

В 1995 году Ивье посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ.

В 2000 году в связи с 60-летием Ивьевского района городскому посёлку Ивье присвоен статус города. Указом Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года №279 утверждены герб и флаг города.

 

В 2012 году в Ивье открыт памятный знак «В честь дружбы и согласия конфессий Ивьевщины», в 2013 – экспозиция «Колесо истории».

 

              

 

Сегодня Ивьевский район представляет собой регион с современным сельскохозяйственным производством, развитой сферой торгового обслуживания, широкой сетью успешно работающих учреждений здравоохранения, образования, культуры.

В 2018 году в г.Ивье прошел областной фестиваль-ярмарка тружеников села "Дожинки-2018". В рамках подготовительных работ в районе было восстановлено свыше 120 объектов: в районном центре отремонтированы три дошкольных учреждения, в порядок приведены школы в нескольких агрогородках, дома культуры в Липнишках и Морин, отремонтированы районный Дом культуры, восстановлен фасад Ивьевской районной библиотеки. Заасфальтированы все дворовые территории в Ивье, приведена в порядок дорожная сеть, открылся после ремонта стадион, который превратился в современный легкоатлетический центр, реконструированы мост через реку Ивянку. Во время праздника состоялось открытие новых объектов возле городского озера: сквера для влюбленных со скамейкой любви и примирения с огромным символическим сердцем и аллеи скульптур «Водное царство Золотой рыбки». Каждая из скульптур – подарок от одного из районов области.

 21 августа 2019 года Ивьевский район посетил с рабочей поездкой Президент Беларуси Александр Лукашенко. Глава государства в ходе поездки ознакомился с работой частного производителя сельхозтехники ООО «ЛидаТехмаш», с организацией работы и структурой Ивьевского центра культуры. Затем Александр Лукашенко посетил Центр ремесел и выставку мастеров народного творчества. В завершение рабочей поездки в Ивьевский район Президент пообщался с жителями райцентра и поделился с ними впечатлениями от города.

Источник: http://ivie-lib.by/pages/o-regione.html

Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому патриотическое воспитание не просто реализуется традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре. Таким образом, патриотическое воспитание реализует потребность в качествах, генетически присущих ребенку. Патриотические качества характерны только человеку, и чем выше уровень овладения ими, тем выше уровень познавательной организации, тем выше эта генетически предопределенная тяга к познанию социума, потребность его обогащать результатами своих знаний и своего труда.

 

Цель патриотического воспитания детей направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия, приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.

 

Реализация содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

 

Задачи патриотического воспитания дошкольников определены в учебной программе дошкольного образования:

развивать:

- осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;

- интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;

- чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;

- умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);

- интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;

- гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;

- любознательность к понятию "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, поселка, государства;

- активное участие во всех видах детской деятельности;

формировать:

- адекватные представления о себе, о других;

-осознание себя как члена детского общества;

- интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;

- сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;

- национальное самосознание;

- знания о государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);

- чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;

- самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;

воспитывать:

- интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

- гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;

- интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;

- патриотические чувства, гражданственность;

- чувства любви к родному краю и гордость за него;

- лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;

- уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.

 

Процесс патриотического воспитания в учреждении дошкольного образования организуется с учетом принципов:

- гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;

- культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;

- постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;

- комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.

Чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более, что нам есть чем гордиться.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), общественные события и т.д. Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду включает в себя целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду (человеку-труженику, результатам его труда);

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах Беларуси;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Вид: автомобильно-пешеходный.

Протяженность маршрута: 2,4 км.

Продолжительность: 30-40 мин.

 

1. ПОСМОТРИТЕ И РАССКАЖИТЕ

    Начните маршрут с Памятного знака воинам-землякам, находящегося на пл.Комсомольской.

    Расскажите о том, что много лет тому назад на нашу Родину напали враги. На защиту Родины встали не только военные, но и все жители страны. Много горя принесла с собой Великая Отечественная война. В Беларуси нет такой семьи, которой бы ни коснулись события и испытания войны. В память о страшных днях войны в нашей стране воздвигнуты памятники, посвященные подвигу солдата. В городе Ивье и Ивьевском районе тоже есть памятники погибшим во время Великой Отечественной войны.

   Памятный знак открыт 9 мая 2009 года во время празднования 65-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Таким образом, увековечена память воинов-земляков, которые не вернулись с поля боя.

          Продолжите маршрут к Братской могиле советских воинов и партизан на ул. Пионерской.

   Расскажите о том, что здесь захоронено 40 военнослужащих и партизан, которые погибли во время Великой Отечественной войны. Их имена неизвестны, но жители города гордятся подвигом солдат и никогда его не забывают.

    Чтобы чтить и помнить подвиг героев за свободу и независимость, в Республике Беларусь установлен государственный праздник - День Победы. К памятникам люди несут цветы. Память о погибших почитают минутой молчания.

     Возложите цветы к памятникам вместе с детьми, предложите постоять и помолчать в память о погибших за Родину.

2. СПРОСИТЕ

- Что ты знаешь о войне?

- Как ты думаешь, как жители городов и деревень помогали солдатам, сражающимся с

  врагом?

- Когда жители нашей страна отмечают День Победы?

- Что является символом праздника?

- Как празднуют День Победы?

- Для чего установлены памятники погибшим во время Великой Отечественной войны?

3. ПОИГРАЙТЕ

Словесная игра «Военные профессии»

Ребенок называет военные профессии, взамен получает награду – звездочку.

(Танкисты, военные лётчики, десантники, разведчики, снайперы, сапёры, артиллеристы, моряки)

Словесная игра «Защитники Отечества – какие они?»

Ребенок называет личностные качества защитников Отечества, взамен получает – звездочку.

Словесная игра «Кто что делает?»

Взрослый называет профессию военного, а ребенок то, что он выполняет.

4. ПОДВЕДИТЕ ИТОГ

  1. Сделайте на память фото.

  2. После экскурсии предложите ребенку нарисовать то, что больше всего

    запомнилось во время экскурсии.

  3. Прочтите ребенку произведения о войне из сборника. Смотреть здесь

  4. Предложите вместе посмотреть мультфильм о войне:

    "Василёк"

   "Салют"

Вид: автомобильно-пешеходный.

Протяженность маршрута: 1,5 -1,7 км.

Продолжительность: 30-40 мин.

 

1. ПОСМОТРИТЕ И РАССКАЖИТЕ

         Начните маршрут с экспозиции под открытым небом «Колесо истории» на ул.50 лет Октября.

        Расскажите о том, что у г.Ивье, как и у других населенных пунктов Республики Беларусь, есть своя история. Чтобы помнить о важных и значимых событиях, свершившихся за время существования города, была открыта экспозицию под открытым небом «Колесо истории». Здесь, на 14 камнях-валунах, выложенных по кругу, прикреплены памятные таблички. Каждый житель и гость города, посетив «Колесо истории», узнает исторические факты от первого упоминания до придания статуса города.

         Интересно будет узнать легенды о происхождении названия «Ивье».

          Продолжите маршрут к Памятному знаку «В честь дружбы и согласия конфессий Ивьевщины» на пл.Комсомольской.

       Расскажите о том, что г.Ивье называют городом 4-х религий. Здесь живут православные, католики, мусульмане и иудеи. Все они соблюдают определенные традиции, посещают свои храмы. Несмотря на то, что все люди разные, всех их объединяет дружелюбие, толерантность, гостеприимство. Издавна жители г.Ивье живут в мире и согласии друг с другом, рады встрече с друзьями из других городов и стран.

            Дальше продолжите маршрут к Ивьевскому роднику на ул.Дзержинского.

         Расскажите о том, что родник «Ивьевский» - геологический памятник республиканского значения. Известен жителям с 1914г. Это редкий тип родника, вода из которого выбивается под напором. Вода в родники чистая и пригодна для питья. Любой человек может набрать воды из родника и утолить жажду.

         Рядом с родником построена православная купель. 

      Раньше неподалёку от родника находилась водяная мельница, здание которой сохранилось до сих пор.

2. СПРОСИТЕ

- Где в г.Ивье можно быстро узнать о самых важных исторических событиях города?

- Почему г.Ивье имеет такое название?

- Какие качества характеризуют жителей г.Ивье?

- Где туристы могут утолить жажду?

- Какая вода из Ивьевского родника?

3. ПОИГРАЙТЕ

Словесная игра «Посоветуй туристу, какие достопримечательности он может посмотреть в г.Ивье»

4. ПОДВЕДИТЕ ИТОГ

   Сделайте на память фото.

   После экскурсии предложите ребенку нарисовать то, что больше всего запомнилось во время экскурсии.

поделиться в:

Интернет-ресурсы: