Методические рекомендации

Введение 

  Процессы информатизации современного общества, являясь необратимыми, проникают во все сферы деятельности человека, к числу которых в полной мере относится образование, в том числе и дошкольное. 

  В связи с этим возникает необходимость развития высокотехнологичного образовательного процесса в дошкольных учреждениях, внедрение современных образовательных технологий и современных средств обучения. (Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014).

  Актуальным становится обновление содержания образовательного процесса на основе изменения структуры и форм специально организованных видов деятельности, создание условий для разностороннего развития личности ребенка дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и потребностями,  формирование у него нравственных норм, социального опыта с использованием интерактивных электронных средств обучения.

  В настоящее время в учреждениях дошкольного образования расширяются возможности применения интерактивных технологий обучения как особой формы организации образовательного процесса, позволяющей непосредственно вовлекать в процесс изучения нового практически всех обучаемых. При этом обучаемые из обычных пассивных слушателей становятся активными участниками процесса познания. Исследователи утверждают, что человеческий мозг устроен так, что при приеме информации только со слуха запоминается четверть услышанного, только посредством зрения – треть, одновременно видя и слыша – до половины. При использовании интерактивных форм подачи материала можно с первого раза усвоить до 70% информации. 

  Современные интерактивные электронные средства обучения предоставляют огромные возможности для развития личности ребенка, однако они не нашли ещё должного применения в практике работы учреждений дошкольного образования, что подтверждает изучение   теории и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

  Разрешение этого противоречия возможно путем внедрения и использования интерактивных электронных средств обучения (ИЭСО) в образовательном процессе в соответствии с учебной программой дошкольного образования, что позволит не просто разрешить данное противоречие, но и  обеспечить замену традиционных методов обучения и воспитания на современные интерактивные, деятельностные, значительно расширить их возможности.

  Достоинством использования ИЭСОв разрешении этих и других противоречий считаем: 

  •  целенаправленное создание и использование  интерактивных электронных средств обучения в разностороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта; 
  • переход на качественно новый уровень образовательного процесса с использованием интерактивных электронных средств обучения;
  • сформированность у педагогов ИКТ - компетенций, перевоплощение педагога-пользователя интерактивных электронных средств обучения в педагога-разработчика интерактивных электронных средств обучения.

ГЛАВА 1. Концептуальные положения

  • 1.1. Научно-теоретические основания инновационной модели

  В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития системы образования является одним из важнейших современных требований, обеспечивающее её качественное преобразование. 

   Становится аксиомой, что использование информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности становится частью культуры и необходимой нормой. 

  Использование интерактивных электронных средств обучения в дошкольном образовании открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок,  реализацию инновационных идей образовательного процесса.

    Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия), где как стороны выступают педагог, ребенок и используемое электронное образовательное средство. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действа. 

  Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации (multi – много, media – среда, способ, средство). Такое «многосредие» приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов, которые вводятся в учебный процесс при помощи интерактивного устройства. Интерактивное устройство  выводит свойство мультимедийности на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия «многосредовой» информации не 1 человека (как в случае работы ребенка с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения услышанного и увиденного, для последующей совместной работы в среде электронных образовательных средств.

   Кашлев С.С. считает, что использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессионализму и личностному росту, развитию. Утверждает,  что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологий интерактивного обучения – необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

  Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль электронных средств обучения в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

  Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности использования электронных средств обучения с детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

  Электронные средства обучения как одна из форм практического мышления может войти в жизнь ребенка через игру. Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Изображение, возникающее на экране, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы.

  Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника интерактивных электронных средств обучения как игрового электронного образовательного ресурса.

  Играя в электронные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Все это означает начало овладения основами теоретического мышления, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщения классификация, повышается самооценка.

   Научные исследования по использованию развивающих и обучающих электронных средств обучения, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется элективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

 Таким образом, при правильной организации образовательного процесса, интерактивные электронные образовательные средства могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей, открывать новые возможности для организации совместной деятельности детей и педагога.

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:

         использование интерактивных электронных средств обучения способствует повышению качества образовательного процесса, является обогащающим и преобразующим фактором развивающей образовательной среды, формирует информационно – коммуникационную культуру педагога, обеспечивает органическое сочетание традиционных и электронных образовательных ресурсов в развитии личности ребенка.

  • 1.2. Сущность инновационной модели

   Целевые ориентиры в ходе использования ИЭСО состояли в создании условий для разностороннего развития личности дошкольника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и потребностями, формировании у него нравственных норм, приобретении им социального опыта через   использование   интерактивных электронных средств обучения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.

  Основная идея и новизна использования ИЭСО состояла в их разработке и применении  в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, направленном на  разностороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение социального опыта.

   В ходе внедрения ИЭСО в образовательный процесс учреждения дошкольного образования была разработана модель их использования, которая включает:

 - участников её внедрения (воспитателей, педагога-психолога, учителя-дефектолога, администрацию),

- направления диагностики (психолого-педагогическую, педагогическую),

- взаимодействие с воспитанниками (игра, игра-занятие),

- формы работы с детьми,

- средства реализации образовательной и коррекционной деятельности по образовательным областям учебной программы дошкольного образования,

- средства формирования ИКТ-компетентности педагогов.     

   Особенностями    организации образовательного процесса с использованием ИЭСО являются следующие составляющие:

- возраст воспитанников (5-7 лет),

- учет психофизиологических и психологических особенностей становления и развития личности ребенка, опоры на зону его ближайшего развития,

- форма взаимодействия: индивидуальная (осуществляет учитель-дефектолог, педагог-психолог с использованием сенсорного экрана или моноблока), групповая, подгрупповая (осуществляет воспитатель с использованием интерактивной доски),

- соблюдение санитарно-гигиенических нормативов:

  • занятия с использованием ИКТ и ЭСО для детей 5 - 7 лет не должны  проводиться чаще двух раз в неделю с продолжительностью непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора ПЭВМ,  не более 10 минут;
  • не допускается одновременное использование одного ПЭВМ для двух и более детей;
  • исключается использование компьютерных игр с напряженным темпом развития событий и жестоким содержанием;
  •  не используются портативные ПЭВМ (нетбуки, ноутбуки и другое) и ВДТ (планшеты, электронные книги и другое);
  • занятия, игры проводятся в присутствии педагогического работника и предполагают их совместную деятельность;
  • обеспечивается гигиенически рациональная организация рабочего места:   соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности;
  • освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель, а использовать как одну из составляющих образовательного процесса.

ГЛАВА 2. Условия и механизмы эффективности внедрения инновации

  • 2.1. Выявленные условия эффективности внедрения инновации

   Для внедрения в образовательный процесс учреждения дошкольного образования ИЭСО необходимо наличие соответствующей компьютерной техники (ноутбука, интерактивной доски, проектора, сенсорного экрана, моноблока, стереоколонок), программного обеспечения (SMARTNоtеbook), кадрового потенциала, обладающего навыком работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, осознанный выбор использования ИКТ - технологий как администрацией, так и педагогическим коллективом учреждения дошкольного образования.

  В процессе использования ИЭСО    был выявлен ряд условий, при которых повышается эффективность образовательного процесса.

Следует остановиться на основных из них:

  1. Высокая результативность деятельности коллектива на протяжении ряда лет.
  2. Микроклимат в учреждении дошкольного образования, доброжелательная атмосфера.
  3. Высокая мотивированность коллектива к принятию новых педагогических идей и технологий.
  4. Материально-технические условия:Установка программного обеспечения на используемую компьютерную технику.
  5. Для максимального обеспечения удобства работы на интерактивной доске воспитанниками, доска должна быть закреплена на высоте 40-55 см от пола.
  6. Созданные ИЭСО должны соответствовать эргономическим требованиям.
  7. Используемые в ИЭСО картинки должны быть расположены таким образом, чтобы предоставить обучающимся, выполняющим данное игровое действие, удобную манипуляцию ими.
  8. Проектор должен быть закреплен стационарно для минимизации временных затрат на подготовку к занятию.
  9. Оборудовано место для ноутбука.
  10. С целью обеспечения безопасности воспитанников и удобства подключения компьютерной техники необходимо продумать проведение электропроводки, количество и расположение электрических розеток;
  11. Наличие рольштор для обеспечения качества изображения на интерактивной доске при попадании в помещение прямых солнечных лучей.
  12. Кадровые:Высокая ИКТ - компетенция педагогов.
  13. Знание педагогами нормативных правовых документов, регламентирующих организацию образовательного процесса, в том числе и с использованием ИКТ - технологий.
  14. Разъяснительная работа с родителями, их готовность    к восприятию нового.
  15. Формирование фонда аудиовизуальных и ИЭСО по образовательным областям учебной программы дошкольного образования.
  • 2.2. Алгоритм внедрения инновации

Внедрение данной инновации в образовательный процесс учреждения дошкольного образования возможно через использование следующего алгоритма:

На подготовительном этапе:

  • проведение входной диагностики готовности и мотивации всех участников проекта к инновационной деятельности;
  • принятие коллективом идеи необходимых и целенаправленных изменений в функционировании учреждения;
  • осмысление теории и практики, предстоящей инновационной деятельности, осознание и обсуждение инновационной идеи на всех уровнях;
  • работа инициативной группы по разработке системы повышения квалификации педагогов;
  • укрепление материально-технической базы учреждения дошкольного образования; 
  • организационно-разъяснительная работа с педагогами об особенностях функционирования учреждения дошкольного образования в инновационном режиме;
  • разработка документации, регламентирующей инновационную деятельность коллектива учреждения дошкольного образования;
  • определение критериев и показателей, эффективности инновационной работы учреждения дошкольного образования и участников проекта, направлений исследований педагогов по теме проекта;
  • входная диагностика развития воспитанников; 
  • изучение уровня компетентности педагогов в использовании интерактивных электронных средств обучения;
  • диагностика готовности методической и психолого-педагогической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности. 

На проектировочном:

  • организация работы по выполнению планов инновационной деятельности;
  • систематическое отслеживание процесса, приемов, методик, механизмов, анализ промежуточных результатов;
  • исследование наиболее эффективных приемов и механизмов инновационной деятельности, организация обмена опытом;
  • проведение рефлексивных и коррекционно-инструктивных совещаний;
  • организация систематической учебы педагогических кадров;
  • организация и методическое сопровождение самообразования участников инновационной группы.

На диагностическом этапе:

  • входная диагностика развития воспитанников; 
  • изучение уровня компетентности педагогов в использовании интерактивных электронных средств обучения;
  • диагностика готовности методической и психолого-педагогической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности.

На практическом этапе:

  • организация работы по выполнению планов инновационной деятельности;
  • систематическое отслеживание процесса, приемов, методик, механизмов, анализ промежуточных результатов;
  • исследование наиболее эффективных приемов и механизмов инновационной деятельности, организация обмена опытом;
  • проведение рефлексивных и коррекционно-инструктивных совещаний;
  • организация систематической учебы педагогических кадров;
  • организация и методическое сопровождение самообразования участников инновационной группы;
  • диагностика развития воспитанников; 
  • компетентности и удовлетворённости участников инновационной деятельности;
  • периодические консультации по ведению дневников и других документов участниками проекта;
  • организация постоянно действующего семинара «Пути и средства использования  интерактивных электронных средств обучения в учреждении дошкольного образования»; 
  • организация методических практикумов для педагогов «Разработка авторских интерактивных электронных средств обучения и методика их использования в образовательном процессе»;
  • создание банка интерактивных электронных средств обучения в поддержку учебной программы дошкольного образования;
  • открытые занятия педагогов с использованием интерактивных электронных средств обучения;  
  • диагностика уровня развития воспитанников;
  • отслеживание хода и результатов каждого этапа инновационной деятельности;
  • рефлексия и коррекция деятельности по    использованию интерактивных электронных средств обучения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования;
  • диагностика уровня ИКТ - компетентности педагогов.

 На обобщающем этапе:

  • анализ полученных результатов, выявление соответствия результатов обозначенным целям; 
  • составление отчетов участниками инновационной группы и общего отчета по учреждению дошкольного образования;
  • описание опыта и презентация результатов инновационной деятельности;
  • авторские публикации в периодической печати и методических изданиях;
  • создание банка данных  интерактивных электронных средств  обучения  по образовательным областям учебной программы дошкольного образования.

На внедренческом:

  • распространение модели использования интерактивных электронных средств обучения в практику работы всех педагогов учреждения дошкольного образования, а также в практику работы других учреждений дошкольного образования района через презентацию опыта работы педагогического коллектива на районных семинарах;
  • проведение открытых мероприятий участниками инновационной группы;
  • работа консультационного пункта по возможностям использования интерактивных электронных средств обучения в образовательном процессе;
  • проведение семинаров-практикумов по вопросам использования интерактивных электронных средств обучения;
  • итоговая оценка опыта, практических материалов инновационной   деятельности и механизмов их внедрения.

  В ходе реализации инновационного проекта были созданы интерактивные электронные средства обучения   (всего 217) по темам «Развитие познавательной и творческой деятельности детей 4-6 лет в процессе использования интерактивных электронных образовательных ресурсов» (95) и  «Развитие и коррекция познавательных психических процессов у детей 5-6 с использованием интерактивных электронных средств обучения» (122), обобщенные в каталоги. Разработаны методические рекомендации, описание игровых действий к ним.

  • 2.3. Мониторинг процесса и результатов инновационной деятельности

Мониторинг процесса и результатов инновационной деятельности определялся по следующим критериям и показателям:

  • диагностика развития воспитанников; 
  • состояние здоровья воспитанников;
  • повышение уровня компетентности педагогов в использовании интерактивных электронных средств обучения;
  •  удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса; 
  • Повышение имиджа учреждения дошкольного образования среди населения микрорайона, города. 

ГЛАВА 3. Оценка эффективности результатов инновационной деятельности

   Эффективными результатами инновационной деятельности можно считать:

- 28% положительную динамику состояния здоровья воспитанников;

- 100% положительную динамику развития внимания, восприятия, мышления (в контрольной группе – 33%);

- 67% положительную динамику развития памяти (в контрольной группе – 40%);

- 88% положительную динамику познавательного развития (в контрольной группе – 42%);

- 83% положительную динамику социально-нравственного и личностного развития воспитанников ((в контрольной группе – 68%);

- 100% родителей считают, использование интерактивных ЭСО положительно повлияло на развитие их детей.

- 100% повышение ИКТ-компетентности педагогов.

 Воспитателем Балбатун М.Н. обобщен опыт педагогической деятельности «Познавательное развитие детей 4-5 лет в образовательной области «Ребенок и природа» посредством использования интерактивных электронных средств обучения». 

   Электронный образовательный ресурс, созданный педагогом  Балбатун М.Н.  по теме «Развитие познавательной и творческой деятельности детей 4-6 лет в процессе использования интерактивных электронных образовательных ресурсов»  на ІХ республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет» удостоен диплома ІІІ степени.

 Педагог-психолог Балашенко А.В. представила созданный электронный образовательный ресурс «Развитие и коррекция познавательных психических процессов детей 5-6 лет» на областной этап Х республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» и завоевала диплом І степени.

                                                              

 Заключение

   Анализируя образовательный процесс и методическое сопровождение педагогов в рамках реализации инновационного проекта, можно констатировать, что произошли позитивные изменения, обеспечившие:

  • разностороннее развитие воспитанников, соответствующее образовательному стандарту «Дошкольное образование»;
  • формирование у педагогов навыка разработки интерактивных  электронных средств обучения;
  • построение сети партнерского взаимодействия участников инновационной группы по реализации проекта;
  • унификацию накопленных материалов по образовательной области «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования, коррекционной работы педагога-психолога;
  • положительную динамику удовлетворенности педагогической деятельностью и их мотивированности на высокий результат и качество образования.

  На наш взгляд, применение интерактивных электронных образовательных средств можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, мощного средства, которое повышает эффективность усвоения знаний детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Кодекс Республики Беларусь об  образовании // Нац.реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011г. – № 140.– 2/1877.  
  2. Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 200-2014 годы: утв. Пост.М-ва образования Респ. Беларусь от 19 авг. 2008г. №11933// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь - 2008г. – 5/281189.
  3.  Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования»: утв. Пост. М-ва здравоохранения Респ.Беларусь 17.04.09.- №42.
  4. Вербенец А.М. Использование современных информационных технологий в процессе художественно-эстетического развития дошкольников. //  Детский сад от А до Я. - 2009. - №4.
  5. Горвиц Ю.А., Поздняк Л.В. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5.
  6. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков, Е. В. Зворыгина и др. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 28 с.
  7. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. // М.: Новая школа, 1997.- 38.
  8. Сурова О.А. ИКТ-компетентность менеджера дошкольного профиля. // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2008.- №6.    
  9. Дарбаева М.Т. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] – 2010. – Режим доступа:http://www.petropavl.kz/skoipkppk/page6/rpr/7.shtml.
  10. Камалова Т.А. Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] – 2008 – Режим доступа: cpks-kolpino.spb.ru
  11. Краснова О.В. Развитие информационной культуры личности как комплексная профессионально-педагогическая проблема // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] - 2001. – Режим доступа: http://www.oim.ru.
  12. Матвеева Е.А., Веденина М.А. Роль ИКТ в воспитании детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – 2008 – Режим доступа: http://skazka- serpuhov.narod2.ru/metodicheskaya_kopilka/rol_ikt_v_vospitanii_/index.html
  13. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие // М.: ТетраСистемс, 2010.- 222.

 

поделиться в:

Интернет-ресурсы: