Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ознакомиться с
ТРЕБОВАНИЯМИ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ВОСПИТАННИКОМ К 4 ГОДАМ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Будем рады сотрудничеству по их совместному достижению.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Физическая культура»
Владеет разнообразными движениями, может повторять их по своему усмотрению.
Соблюдает нужное направление движений, определенную последовательность структурных элементов.
Проявляет интерес к результату деятельности, придерживается точно заданной формы выполнения физического упражнения.
Выполняет упражнения на основе подражания.
Передвигается по дну бассейна (шагом, бегом, прыжками, держась за поручень и без поддержки).
Погружает лицо в воду, играет в воде; удерживает тело на поверхности воды с помощью взрослого и поддерживающих средств (круги, доски).
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Ребенок и общество»
Называет свое имя, возраст, имена родителей, других членов семьи, сверстников. Называет части своего тела, половую принадлежность (свою и сверстников),
идентифицирует себя с представителями своего пола.
Умывает лицо, моет руки, чистит зубы (под наблюдением взрослого), пользуется предметами личной гигиены, соблюдает последовательность и способы одевания и раздевания.
Правильно пользуется столовыми приборами и столовыми принадлежностями (не зажимает ложку, вилку в кулаке; вытирает рот бумажной салфеткой и др.), соблюдает культуру поведения за столом (ест аккуратно, хорошо пережевывает с закрытым ртом, после еды благодарит и др.).
Соблюдает элементарные правила безопасного поведения дома, в группе, на улице, на дороге (осторожно спускается по лестнице, не приближается к открытому окну, балконной двери, не играет с огнем, не выходит за пределы участка детского сада, не подходит к бездомным животным).
Проявляет доброжелательность к членам семьи, другим взрослым и сверстникам, применяет начальные формы культурного общения (приветливо здоровается, прощается,
доброжелательно обращается с просьбой, предложением и др.), проявляет сочувствие к окружающим (гладит по голове, обнимает нуждающегося в утешении взрослого и сверстника и др.).
Различает эмоциональное состояние сверстников и взрослых (радость, грусть, удивление, страх, обиду).
Задает вопросы, связанные с познанием рукотворного мира, использует обобщающие понятия названий предметов.
Называет профессии людей, которые создают предметы рукотворного мира, орудия труда.
Отражает в играх разные сюжеты, осуществляет ролевое взаимодействие посредством предметно-игровых действий, действует в соответствии с правилами игр, игровой задачей, дополняет игровую обстановку недостающими предметами.
Участвует (под руководством взрослого) в наведении порядка в игровой комнате, в группе, на участке; в уходе за растениями и животными в уголке природы и т.д.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Познавательная активность
Проявляет повышенный, устойчивый и избирательный интерес к окружающим предметам, явлениям социального мира, выражает положительные эмоции.
Проявляет самостоятельность и поисковую активность в познавательно- практической деятельности: экспериментирует со знакомыми и новыми предметами, объектами живой и неживой природы.
Использует в совместной деятельности со взрослым элементарные опыты для установления причинно-следственных, родо-видовых, пространственных и временных отношений между предметами или явлениями.
Задает взрослому и сверстнику разные познавательные вопросы: определительные (Какой? Сколько? Где? Куда?), причинные (Почему? Зачем? Для чего?).
Развитие сенсорных процессов (ощущение и восприятие)
Применяет разнообразные перцептивные действия при обследовании предметов, восприятии явлений (рассматривание, слушание, прикосновение, ощупывание и др.).
Различает основные цвета предметов и объектов природы (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый и др.).
Сравнивает и различает геометрические фигуры, использует эталоны в конструировании, аппликации, рисовании (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, шар, куб, цилиндр, призма).
Сравнивает и подбирает предметы по заданным взрослым контрастным величинам (большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый- тонкий).
Различает и показывает похожие качества и свойства в разных предметах и различные в одном предмете, подбирает пару к предмету с заданным свойством (по форме, величине, цвету).
Называет общепринятые в культуре вербально обозначаемые эталоны формы, величины, пространства, цвета, времени.
Сравнивает и анализирует иллюстрации, игрушки, предметы, последовательно их рассматривает, сосредоточенно слушает, выделяет отдельные образы.
Соотносит и показывает на картинках временные интервалы (вчера, сегодня, завтра; день, ночь, утро, вечер; времена года) относительно значимых моментов жизнедеятельности и основных природных признаков.
Развитие внимания и памяти
Сосредоточивает внимание на внешне привлекательных объектах и явлениях природы, личностно значимых событиях (ситуациях), интересной деятельности в течение 10–15 мин (концентрация и устойчивость внимания).
Замечает, показывает и называет новые предметы и их свойства, анализирует новизну (изменения) в окружающей обстановке, собственном внешнем облике и внешности других людей, настроении.
Сохраняет внимание на 4–5 объектах (объем внимания).
Вербально воспроизводит непроизвольно накопленные в памяти образы (о том, как провел выходной день, какого видел котика и др.).
Называет домашних и диких животных, предметы одежды, посуды, виды транспорта и др., используя основной мнемический прием (многократное повторение), а также приемы ассоциаций, группирования.
Запоминает яркий наглядный материал, с которым действует (5–7 объектов).
Запоминает и воспроизводит фрагменты музыкальных и художественных произведений (стихотворение, сказку, рассказ, песенки, потешки, элементарный ритмический рисунок).
Выполняет поручения, соблюдает порядок выполнения операций в игре и других видах деятельности.
Развитие мышления
Сравнивает предметы друг с другом и с помощью взрослого делает вывод об их взаимозависимостях.
Сравнивает и анализирует внутренние свойства предметов, активно экспериментируя с ними, используя образы восприятия, представления памяти, мыслительные процессы анализа (выделяет отдельные части объекта), сравнения и обобщения в поиске причин и способов решения практических задач.
Принимает и ставит цель своей деятельности, представляет конечный результат своих действий.
Классифицирует предметы и явления, группируя их по разнообразным признакам, как внешним (цвет, форма, размер), так и функциональным (катится, скользит, разрезает).
Анализирует способы решения проблем (достать шапочку для прогулки с высокой полочки), преодоления затруднений в игре (не хватает игрушки, сверстник отказывается играть вместе, поделиться игрушкой), используя аналогии, основываясь на собственном чувственном опыте, житейских ситуациях, прочитанных взрослыми произведениях.
Выделяет «лишний» предмет в представленном ряду или несоответствие в логической цепочке.
Классифицирует объекты и явления по категориям «живое»-«неживое».
Развитие воображения
Отличает реальность и вымысел.
Демонстрирует способы «опредмечивания» при создании воображаемой ситуации – превращение квадрата в будку для собачки (первоначально символы заимствуются из знакомых сюжетов, а затем создаются самостоятельно).
Воображает разные действия с предметом.
Действует в воображаемой ситуации: использует ролевую речь в разговоре с партнером по игре.
Наделяет игровых героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.
Применяет приемы творческого воображения (соединение в целостный образ отдельных частей разных объектов), гиперболизацию.
Словесно описывает фантастические образы и реальные предметы, явления и их свойства.
Образовательная область «Элементарные математические представления»
Использует действия наложения, приложения, графического соотнесения.
Устанавливает количественные отношения между двумя группами предметов или изображений практическим путем, используя действия наложения, приложения, графического соотнесения.
Оперирует понятиями «много», «один», «два», «три», «столько-сколько»,
«поровну», «одинаково», «больше», «меньше» адекватно ситуации и заданному вопросу.
Отвечает на вопросы: Сколько? Чего больше? Чего меньше?
Называет и показывает параметры величины предмета или изображения (длину, ширину, высоту, толщину) и величину в целом; величинные характеристики предметов или изображений («длинный», «короткий»; «низкий», «высокий»; «широкий», «узкий»;
«толстый», «тонкий»; «большой», «маленький»).
Группирует и классифицирует предметы по одному из признаков (параметр величины или величина в целом, форма, цвет, принадлежность к понятию).
Строит сериационный ряд (упорядоченный в убывающем или возрастающем по величине порядке) из 3–5 предметов.
Называет, показывает и обследует геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр и др.) осязательно-двигательным путем под контролем зрения.
Распознает части суток (утро, день, вечер, ночь) и времена года (зима, весна, лето, осень) по словесному описанию, изобразительной наглядности, опыту собственной деятельности и наблюдений явлений природы.
Ориентируется на листе бумаге, на себе, в знакомом пространстве, соблюдая ориентиры сагиттального направления (правой-левой стороны).
Образовательная область «Ребенок и природа»
Называет яркие проявления в разные сезоны в неживой природе, мире растений, животных.
Замечает яркие проявления неживой природы в разные части суток (день, ночь).
Называет отличительные особенности растений, домашних и диких животных и их детенышей; внешнего вида мальчиков и девочек.
Рассказывает о потребностях растений (в свете, влаге и тепле), животных (в воде, пище, движении, жилище), человека (в свежем воздухе, чистой воде, здоровой пище, тепле и т.д.).
Узнает и называет растения ближайшего окружения домашних и диких животных, их детенышей; основные состояния погоды, части тела и лица человека.
Выявляет свойства природных материалов в процессе игр, экспериментирования. Ухаживает за растениями уголка природы, цветника, огорода.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»
Употребляет названия предметов, их характерных признаков и качеств, действий, связанных с движением игрушек, животных, их состоянием, возможных действий человека.
Понимает значения многозначных слов: ножка (стула, стола, гриба). Употребляет разные части речи.
Обозначает словами результат сравнения предметов, игрушек, картинок. Употребляет обобщающие понятия.
Называет слова с противоположным значением. Образовывает названия детенышей животных.
Согласовывает существительные и прилагательные в роде и числе.
Употребляет имена существительные единственного и множественного числа в родительном падеже (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки).
Употребляет пространственные предлоги в, на, под, за, около (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).
Правильно произносит гласные звуки и большую часть согласных звуков. Имитирует различные шумы, голоса животных.
Самостоятельно передает содержание литературного произведения (связно, логично, последовательно).
Отвечает на вопросы по содержанию картины.
Составляет короткий рассказ сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно. Свободно общается со сверстниками и взрослыми, ведет совместный диалог с ними об интересных фактах и событиях жизни, близких людях, героях художественных произведений и мультфильмов.
Различает русскую и белорусскую речь, художественные произведения на русском и белорусском языках.
Адукацыйная галіна «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»
Называе асобныя прадметы навакольнага асяроддзя, іх якасці, дзеянні на беларускай
мове.
Называе словы з памяншальна-ласкальнымі суфіксамі (галава – галоўка, кот – коцік,
сонца – сонейка).
Ужывае словы, падобныя ў рускай і беларускай мовах (лыжка – ложка, вушы – уши, нага – нога і да т.п.) у вымаўленні на слых.
Адказвае на пытанні па змесце мастацкіх твораў на беларускай мове. Будуе сказы на беларускай мове.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Изобразительное искусство»
Называет и различает цвета (основные цвета, цвета спектра, теплые и холодные цвета), композицию (на всем листе, середине листа).
Демонстрирует способы проведения линий (вертикальная, горизонтальная различной ширины и нажима, волнистые, замыкание в формы).
Распознает способы (конструктивный) и техники (живописные, графические, нетрадиционными способами) рисования.
Демонстрирует приемы и способы лепки (конструктивный способ лепки, приемы прищипывания, оттягивания, примазывания).
Конструирует (по образцу или по собственному несложному плану) из строительного материала, деталей конструкторов, бумаги, природного материала.
Использует разные способы работы с бумагой (сминание, складывание, разрывание); детали, из которых состоят постройки или поделки.
Называет и различает изобразительные и конструктивные материалы.
Воспринимает и анализирует (с опорой на вопросы педагогического работника) произведения изобразительного искусства (их художественные средства, способы изображения), эмоционально откликается на их красоту.
Пользуется кистью, краской, карандашом, фломастером и др. Рисует предметы, сюжеты, декоративные элементы.
Создает рисунки с использованием элементов живописных, графических, вариативных техник.
Использует средства художественной выразительности в рисунке (цвет, простую композицию, основные формы).
Лепит предметы, сюжеты на предложенную тему, по замыслу; использует разные способы и приемы лепки (отрывание, раскатывание, сплющивание и т.д.), средства художественной выразительности (цвет, композиция, форма); соединяет отдельные части фигуры; использует материалы для лепки.
Составляет узоры на различных геометрических формах (круг, квадрат, прямоугольник), предметных и элементарных сюжетных изображений; сочетает цвета деталей и фона.
Конструирует из строительного материала, деталей конструкторов для создания простых построек, сюжетов (начальный опыт), по образцу; различает постройки по величине, форме.
Накапливает опыт художественного восприятия произведений изобразительного искусства.
Отображает свои представления об окружающем мире и отношение к нему доступными выразительными средствами.
Образовательная область «Музыкальное искусство»
Внимательно целиком или частично прослушивает вокальные и инструментальные музыкальные произведения.
Эмоционально откликается на настроения музыкальных образов, сопереживает им. Называет музыкальный образ.
Передает характерные особенности музыкальных образов в пении, музыкально- ритмических движениях, музицировании, музыкальном творчестве.
Исполняет попевки и песни с музыкальным сопровождением и без него.
Выполняет основные движения и музыкально-ритмические движения в танцах, хороводах.
Музицирует на отдельных детских музыкальных инструментах (металлофон, треугольник, румба, бубен и др.).
Импровизирует в пении, музыкально-ритмических движениях, музицировании. Различает характер музыки (напевный, бодрый, ласковый, решительный спокойный); ее настроение (веселое, грустное, печальное, радостное); тембры музыкальных инструментов (скрипка, флейта, фортепиано, металлофон, треугольник, румба, бубен); жанры музыки (песня, танец, марш); характеристики некоторых средств музыкальной выразительности (высоко, низко, громко, тихо, быстро, медленно); форму песни (куплет и припев), пьесы (две контрастные части, фразы); пение соло, хором, с движением, виды музыкально-ритмических движений (бег, ходьба, прыжки, кружение, движение в хороводе, парный танец), музицирование (соло, в паре, в оркестре).
Называет отдельные музыкальные произведения, музыкальные инструменты.
Образовательная область «Художественная литература»
Различает стихотворную речь и прозу.
Определяет отдельные жанровые особенности сказки.
Слушает и эмоционально воспринимает литературные (фольклорные) произведения в коллективе сверстников, следит за развитием сюжета.
Воспринимает отдельные элементы художественной формы (рифма, ритм).
Отвечает на вопросы по содержанию литературных (фольклорных) произведений, узнает и называет литературных героев при повторном (многократном) восприятии.
Повторяет отдельные фразы из литературных (фольклорных) произведений, интонационно передает отношение к персонажу.
Пересказывает небольшие по объему сказки, рассказы, выразительно исполняет небольшие по объему стихотворения, песенки, потешки.
Источник: образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь 04.08.2022 № 228
Мы в соцсетях & RSS