Физическое и психическое развитие ребенка от 1 года до 2 лет

К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. В благоприятных условиях жизнедеятельности ребенок второго года жизни за каждый месяц прибавляет в весе 170–190 г, вырастает на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12–12,7 кг, рост – 85–86 см. У двухлетнего ребенка в среднем 20 молочных зубов.

Раннее детство – период интенсивного физического развития. Повышается сопротивляемость организма, становится все более устойчивой нервная система, повышаются  пределы  ее  работоспособности.  Меняется  соотношение  между  сном и бодрствованием в сторону увеличения последнего. До полутора лет воспитанники могут бодрствовать 3–3,5 ч, после полутора лет – 5 ч. Процессы возбуждения и торможения становятся более дифференцированными и концентрированными.

Ведущим видом движений в этот период является ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, она вызывает у него положительные эмоции, развивает ориентировку в окружающем мире. К концу второго года жизни совершенствуется ходьба и координация движений: ребенок убыстряет шаги, бегает, преодолевает небольшие препятствия на пути (переступает через кубик и др.). По мере того как ходьба становится более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Ребенок может, не боясь потерять равновесия и упасть, возить или носить в руках предметы, манипулировать с ними.

Важный признак этого возраста – непосредственность и импульсивность поведения воспитанника. Чаще всего ребенок действует под влиянием мгновенного порыва, возникающих в данный момент чувств и желаний. Научившись ходить, он получает возможность знакомиться со множеством ранее недоступных ему предметов. Интерес к окружающему быстро растет. Ребенок стремится все увидеть, услышать, до всего добраться, взять в руки, потрогать, порвать, размазать,  разбросать,   попробовать   на   вкус   и т.д. Он   испытывает   потребность в разнообразных движениях. Такая двигательная активность развивает моторику, способствует выработке точности и координации движений, развитию органов чувств.

Совершенствуются уже приобретенные ребенком движения, действия с предметами. Предметная деятельность является ведущей в этом возрасте. Она пробуждает интерес к окружающему миру, стимулирует любопытство, приводит к осознанию доступных представлений о предметах окружающей действительности. Появляется и активно развивается ситуативно-деловое общение, основной мотив которого – сотрудничество со взрослыми. Ребенок  нуждается  в ласке,  внимании,  доброжелательных  контактах с близкими людьми, обеспечивающими чувство уверенности и психологическую защищенность. Взрослый вводит ребенка в мир предметов, знакомит с их назначением, стимулирует деятельность, направленную на активное познание мира. Общение способствует формированию пассивной и активной речи, своевременному овладению ребенком предметной деятельностью. Неудовлетворение потребности в таком общении ведет к негативным результатам в развитии не только познавательной, но и личностной, эмоциональной сфер ребенка (появляются трудности в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками, нерешительность и т.д.).

Важнейшим новообразованием раннего детства является осознание ребенком своей индивидуальности, образа «я». Семья – первое социальное сообщество, где начинается процесс социализации личности ребенка, половой идентификации: здесь дети впервые осознают  себя  мальчиками  и девочками.  На  втором  году  жизни  они  способны к элементарному осознанию родственных связей, особенно тех, которые затрагивают в большей степени эмоции, – это мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры. Дети проявляют любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим. Замечают эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживают им. Они осмысливают свои желания, и это помогает им осуществлять некоторые целенаправленные действия и поступки. Взрослые, умело регулирующие свои ограничения, требования, поощряющие самостоятельность, этими действиями помогают гармоничному становлению личности ребенка.

На втором году жизни ребенок начинает осознавать себя и в качестве субъекта межличностных отношений. Не только взрослые, но и сверстники начинают вызывать     у него интерес. Поначалу он присматривается к ним, играет рядом. Могут иметь место неожиданные проявления: стремительно подбежит к другому ребенку и обнимет, начнет

«обследовать» его внешний облик, словно новую игрушку, и др. Интерес к детям растет по мере увеличения времени совместного пребывания в учреждении дошкольного образования, на игровой площадке.

В раннем возрасте создаются психологические предпосылки для возникновения игровой деятельности. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной: это действия с сюжетными игрушками, предметами, строительным материалом. Для перехода к игре ребенок должен научиться отделять действия от предмета и переносить их на другой объект. В начале второго года жизни воспитанники воспроизводят лишь разученные действия, причем преимущественно с теми игрушками, с которыми действовал взрослый. Постепенно ребенок учится переносу действий с одних игрушек на другие. После полутора лет, благодаря умению подражать, воспитанники  начинают  включать  в игру  действия,  самостоятельно  подмеченные  в различных жизненных ситуациях. Им очень хочется приобщиться к миру взрослых. Так у ребенка возникает отобразительная игра. В конце второго года жизни в действиях ребенка наблюдаются элементы сюжетной игры. Дети выполняют игровые действия в определенной последовательности, общаются друг с другом доступными языковыми средствами, подражают действиям взрослых (укладывают куклу спать, кормят ее, одевают на прогулку и т.д.). В игре начинают использовать не только игрушки, но  и заменители реальных предметов (кубик вместо мыла). Постепенно формируется потребность взять на себя роль другого человека. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность.

На втором году жизни активно формируются навыки самообслуживания. К 1 году  3 месяцам воспитанники начинают пользоваться ложкой, в 1 год 6 месяцев едят преимущественно самостоятельно, по напоминанию и с помощью взрослого вытирают рот салфеткой, задвигают стул, выходя из-за стола, проявляют активность при одевании и раздевании.

Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем мире, стимулируют развитие психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, наглядно-действенного мышления и речи). В ходе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Ребенок может (по подражанию, по образцу) выбрать один предмет по заданному признаку (самую маленькую из двух-трех матрешек разной величины). Восприятие предметов становится более точным.

Ребенок при помощи взрослых осваивает способы действия с предметами, игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, формочками для песка). Появляются соотносящие и орудийные действия, которые развивают мыслительные процессы, приводят  к первым  элементарным  обобщениям.  Первые  подлинные  обобщения – по признакам,  назначениям  предметов –  ребенок   усваивает   сначала   практически, в действиях, затем закрепляет в слове (с помощью взрослого). Первоначально дети обобщают предметы по внешним, наиболее ярким признакам: например, кисой называют и живую кошку, и любую мягкую игрушку, и пушистый предмет (шубу, шапку). Постепенно в процессе деятельности и руководства взрослых развивается способность к обобщению по существенным признакам, что является показателем развития мышления у воспитанников.

Психические познавательные процессы в этом возрасте недостаточно дифференцированы  и развиваются  в теснейшей  взаимосвязи.  Процессы  ощущения  и восприятия (сенсорика), являясь ведущими, активно стимулируют развитие внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Все содержание учебной программы направлено на развитие сенсорики, внимания, памяти, воображения и наглядно-действенного мышления при решении  практических  задач  в процессе  предметной  деятельности и применения простейших орудий.

Сенсорика развивается:

при активизации восприятия предметов и явлений, выделении их свойств, определении и улавливании простейших связей между ними;

использовании выявленных взаимосвязей  в своих  манипуляциях  с предметами (2 контрастные величины, 3–4 цвета, качества: тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый и др.);

участии всех анализаторов в обследовании предметов, активном использовании зрительного и слухового восприятия, сенсорно-перцептивных процессов и мелкой моторики в совместной предметной деятельности ребенка со взрослым.

Внимание, память, воображение, мышление и речь развиваются:

при решении практических задач в процессе предметной деятельности и применении простейших орудий;

установлении и использовании простых связей между предметами;

формировании умения обобщать (мысленно объединять предметы или действия, обладающие общими признаками);

стимулировании воссоздающего непосредственного воображения под влиянием интереса и эмоций.

 

Взрослым необходимо поощрять первые исследовательские действия детей, использование    в игре     предметов-заместителей,     проявление     сообразительности в различных проблемных ситуациях.

Ранний возраст – сензитивный период для развития речи. Совершенствуется процесс понимания речи взрослых и активная речь. Ребенок запоминает названия предметов и действий, которые взрослый несколько раз обозначил словом. Это связано с повышенной двигательной активностью ребенка, его передвижением по комнате, группе, участку, ознакомлением с большим количеством предметов и действиями с ними.

После 1 года 6 месяцев воспитанники овладевают умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий, выполнять простые поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей.

В начале второго года жизни ребенок подражает звукам, звукосочетаниям, словам взрослого, что способствует постепенному увеличению словаря. К 1 году 6 месяцам активный словарь ребенка в среднем составляет 30 слов, к двум годам – 200–300 слов. Облегченные слова постепенно заменяются общеупотребительными. В речи появляются личные  местоимения  и слова,  обозначающие  не   только   предметы   и действия,  но и доступные пониманию ребенка качества и отношения между предметами.

Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. К концу второго года количество слов в предложении может увеличиваться до трех-четырех. Дети начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще много ошибок. Появляются формы множественного числа, повелительное наклонение глаголов (дай, иди и др.). Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации   поведения    ребенка,    развития    его    познавательной    активности    и самостоятельности, которая проявляется в игре, различных видах деятельности, в быту.

Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово. Он с удовольствием слушает простые сказки, песни, подпевает взрослому, сам напевает слова любимой песни, повторяет потешки, танцует. Формируется отзывчивость на ритм, интонации, напевность стихотворений и потешек. Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляются элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку. В этот период формируются и предпосылки художественной деятельности, можно наблюдать первые попытки овладеть ею (Буду рисовать мяч и т.д.).

поделиться в:

Интернет-ресурсы: