Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ознакомиться с
ТРЕБОВАНИЯМИ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ВОСПИТАННИКОМ К 6, 7 ГОДАМ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Будем рады сотрудничеству по их совместному достижению.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Физическая культура»
Воспитанник к 6 годам:
Выполняет разные виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание), элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон и др.).
Доводит начатую двигательную деятельность (спортивную или подвижную игру, индивидуальное двигательное задание) до завершения, стремится не прибегать к помощи взрослых.
Оценивает двигательное действие (находит отличие и сходство в выполнении упражнения двумя детьми; сравнивает свои достижения с прежними собственными результатами).
Реализует двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности (физкультурные развлечения, туристические прогулки и походы, самостоятельная двигательная деятельность: умеет плавать, кататься на самокате, велосипеде, роликовых коньках, лыжах и др.).
Соблюдает правила безопасности при выполнении физических упражнений на физкультурном занятии и в самостоятельной двигательной деятельности.
Скользит на груди и спине с гребковыми движениями рук, поворачивается во время скольжения с груди на спину и наоборот; плавает способом «кроль» на груди и спине с помощью поддерживающих средств (ласты, доски) и без них.
Воспитанник к 7 годам:
выполняет разные виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на велосипеде, катание на самокате, плавание), элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, теннис, бадминтон);
доводит начатую двигательную деятельность (спортивную или подвижную игру, индивидуальное двигательное задание) до завершения, стремится не прибегать к помощи взрослых;
выступает инициатором двигательной деятельности: делает попытки самостоятельно отыскать варианты решения двигательной задачи, перестроить упражнение по образцу или словесному указанию взрослого, оценивать движения свои и товарищей, объясняет последовательность своих действий, выполняет их в разных вариантах, проявляет
оригинальность при принятии двигательных решений;
выполняет основные правила здоровьесберегающего, безопасного поведения;
плавает способом «кроль» на груди и спине без поддерживающих средств;
творчески применяет двигательный опыт в играх и игровых упражнениях на воде.
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Ребенок и общество»
Воспитанник к 6 годам:
Называет домашний адрес, имя, отчество, фамилию свою, взрослых, номер домашнего телефона.
Выражает (вербально) свои эмоциональные состояния, переживания, чувства, поступки («я рад», «я сердит» и др.), оценивает их с позиции моральных норм (хорошо – плохо).
Осознает значение семьи в жизни человека, рассказывает о своей семье, доме, совместном отдыхе и др., проявляет любовь к родителям.
Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), соблюдает правила приема пищи и поведения за столом.
Выполняет правила сохранения и укрепления здоровья (соблюдает распорядок дня, употребляет продукты, полезные для здоровья и др.).
Различает признаки хорошего и плохого самочувствия, обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии, осознает важность оказания первой помощи (под наблюдением взрослого).
Выполняет правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, соблюдает правила дорожного движения (переходит проезжую часть по пешеходному переходу и др.), осознает последствия при невыполнении правил поведения в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях (при пожаре – не прятаться, звать взрослых на помощь и др.).
Соблюдает правила поведения, культуры общения в обществе сверстников, налаживает с ними дружеские взаимоотношения: играет вместе, помогает, подчиняется общим интересам и правилам и др., разрешает конфликты мирным путем (договаривается, извиняется, обращается ко взрослому и др.), применяет способы элементарного самоконтроля и саморегуляции во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми (ведет себя спокойно, сдерживает свои негативные побуждения).
Называет родной город (поселок), страну, ее столицу, их достопримечательности, природные символы Беларуси (зубр, аист, цветок льна и др.), понимает их значение.
Определяет географическое расположение Республики Беларусь на карте, называет, с какими государствами граничит.
Называет государственные символы Республики Беларусь (флаг, герб, гимн), знает правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь, людей, прославивших Беларусь.
Различает и называет белорусские народные промыслы (ткачество, гончарство, соломоплетение, резьба по дереву), предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси (изделия из льна, глины, соломки, лозы и др.), компоненты национального костюма, блюда народной кухни.
Узнает и называет предметы, облегчающие труд взрослых: выделяет их признаки, функции, предназначение.
Называет профессии людей (воспитатель, учитель, строитель, обувщик, художник, библиотекарь и др.), их орудия труда, понимает значимость результатов их труда для семьи, города.
Называет предприятия Беларуси по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники и т.д.
Применяет основные экономические понятия (деньги, бюджет, цена и др.), устанавливает причинно-следственные связи между понятиями «труд» – «продукт» –
«деньги», различает деньги по внешнему виду, по ценности, названию.
Проявляет активность в совместной игре со сверстниками, умеет организовать игру, согласовывает игровой замысел и выбор роли со сверстниками (считалка, жребий), учитывает свои интересы и интересы партнера, решает конфликты в игре на основе мирного соглашения, действует в соответствии с игровым замыслом и правилами.
Проявляет самостоятельность в разных видах трудовой деятельности (самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, ручном труде), целостно выполняет трудовые действия, осуществляет самоконтроль; испытывает чувство удовлетворения от качества результатов своего труда, бережно относится к результатам своего труда, труда сверстников и взрослых.
Воспитанник к 7 годам:
называет свой адрес, номера телефонов (домашний, родителей, разных служб);
различает эмоциональное и физическое состояние других людей (например, мама отдыхает – нельзя шуметь, бабушке тяжело нести сумку – надо помочь), проявляет участие и заботу о близких и сверстниках (сочувствие, эмоциональную поддержку); дает оценку внешнему виду человека и его личностным качествам;
адекватно воспринимает себя во времени, осознает свои возможности («Когда я был маленьким», «Когда я вырасту большой»);
осознает свое социальное «я»: внутреннюю позицию воспитанника учреждения дошкольного образования, эмоционально положительно относится к роли учащегося;
проявляет волевые усилия, следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
анализирует взаимосвязь между совершаемым действием и его пользой для здоровья (например, если чистить зубы, то они будут здоровыми); осознанно и мотивированно использует накопленный опыт сохранения и укрепления здоровья (например, соблюдать распорядок дня, выполнять физические упражнения); рассказывает о значении физических упражнений, закаливания, рационального питания для укрепления здоровья, о влиянии полезных и вредных привычек на здоровье человека;
самостоятельно выполняет культурно-гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами и принадлежностями, соблюдает правила столового и гостевого этикета (например, пользоваться салфеткой, брать пищу маленькими кусочками, не спешить, приходить в гости по приглашению, не опаздывать, не брать вещи
без разрешения);
различает опасные ситуации бытового, социального, технического и природного характера (например, не разговаривать, не брать угощения от незнакомых людей, не включать газовую плиту, передвигаться осторожно во время гололеда);
рассказывает, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе; соблюдает правила дорожного движения, правила безопасного поведения (например, пить чистую воду, не подходить и не кормить с руки животных, не открывать незнакомые жидкости, пользоваться кухонными инструментами по назначению,
совместно со взрослым переходить проезжую часть в указанных местах);
самостоятельно ставит цель трудовой деятельности, планирует замысел, осуществляет процесс труда, оценивает результат, бережно обращается с инструментами, участвует в различных видах труда;
определяет географическое расположение Республики Беларусь на карте, называет, с какими государствами граничит;
рассказывает о родном населенном пункте, стране, ее столице, и их достопримечательностях (например, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы
и балета Республики Беларусь, Мирский замок, Несвижский дворец, Лидский замок);
рассказывает о Государственном гербе Республики Беларусь и Государственном флаге Республики Беларусь как о главных символах страны, подчеркивающих ее уникальность, раскрывающих историю нашей страны, ее культуру и национальные традиции, особенности быта и природы;
соблюдает правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушает и исполняет гимн стоя, мальчики снимают головные уборы);
называет фамилию, собственное имя, отчество Президента Республики Беларусь, людей, прославивших Республику Беларусь;
рассказывает о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (например, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики
Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда);
рассказывает о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (монументах, мемориальных комплексах), посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, возведенных на территории Республики Беларусь (например, монумент Победы, мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Курган
Славы», «Прорыв», историко-культурный комплекс «Линия Сталина»);
проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения искусства (например, на музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность); рассказывает о труде, отдыхе белорусов, их нравственных качествах, культурных традициях, о людях разных стран мира;
называет организации родного населенного пункта, страны (например,по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники);
рассказывает о прошлом, настоящем и будущем предметов рукотворного мира;
называет простейшие понятия основ экономики («деньги», «цена», «валюта», «дешевле» и др.); профессии, связанные с экономической деятельностью; базисные экономические качества жизнедеятельности людей (бережливость, экономность, трудолюбие);
самостоятельно экономно и с пользой расходует воду, свет, материалы;
самостоятельно организует коллективные и индивидуальные игры, различает условную и реальную ситуации, вовлекает участников, договаривается, планирует и обсуждает действия играющих, выполняет правила, прогнозирует развитие событий, преодолевает конфликты в игре на основе мирного соглашения, радуется успехам
партнера по игре.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Познавательная активность
Проявляет любознательность, познавательные интересы к явлениям природной, предметной и социальной среды, недоступным внешнему наблюдению.
Проявляет самостоятельность и настойчивость в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей, инициативу в решении познавательных задач.
Проявляет избирательный интерес к коллекционированию и другим видам детской деятельности.
Проявляет устойчивый интерес к определенной области познания (природа, музыка, техника), разнообразные интеллектуальные чувства и эмоции (удивление, сомнения, любопытство, огорчение при неудачах, восторг при неожиданных открытиях и др.).
Задает взрослым и сверстникам большое количество разнообразных вопросов: определительные (Девочки любят играть с куклами?, А сосулька сладкая?), причинные (Почему корова ест зелёную траву, а молоко у неё белое?, Зачем делают прививки?), вопросы-гипотезы (Курица клюет кота, потому что он хотел съесть цыплят?).
Развитие сенсорных процессов (ощущение и восприятие)
Владеет анализирующим восприятием, наблюдением.
Обследует предметы последовательно и системно, использует как свои способы обследования, так и рациональные приемы, приобретенные в процессе взаимодействия со взрослым при познании предметов, сравнении их функций.
Дифференцирует сенсорные эталоны (различает цветовые тона по шкале светлоты, выделяет промежуточные цвета, ориентируется в вариативности геометрических форм, различает по пропорциям, величине и количеству углов и др.).
Ориентируется и определяет временную последовательность в неразрывной связи с деятельностью.
Проявляет эмпатию ко взрослым и сверстникам, описывает эмоциональное состояние окружающих по внешним проявлениям: мимике, пантомимике, позе, голосовой интонации (радость, гнев и др.).
Определяет и называет расположение в пространстве собственного тела и окружающих предметов.
Развитие памяти и внимания
Сосредоточивает целенаправленно и длительно внимание на отдельном объекте при отвлечении от всего остального в течение 20 и более минут (концентрация и устойчивость внимания).
Называет изменения и их причины в предметном и природном мире. Выделяет из общего фона 6–7 однородных объектов (объем внимания).
Переключает внимание с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой, между малоизвестным видом деятельности и знакомым (распределение внимания).
Запоминает при помощи образно-зрительной памяти и на слух 5–7 объектов, при использовании приема смысловой группировки – 9 и более объектов.
Использует для запоминания различные приемы: создания внешних опор (подсчет, ассоциация, мнемосхема, группировка); создания смысловых опор (классификация, достраивание материала, структурирование, аналогия); логического запоминания (подсчет, смысловое соотнесение, смысловая группировка); наглядного моделирования (использование пиктограмм при запоминании слов, зарисовка эпизодов при запоминании сказок, рассказов).
Владеет произвольной регуляцией внимания и процессов памяти (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий).
Рассказывает и детально описывает образы всех видов памяти (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и эмоциональные).
Применяет приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (повторяет, исправляет свои ошибки).
Развитие мышления
Обобщает понятия, называет общие свойства предметов и явлений, устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между ними (снег в тепле тает, становится водой – моя варежка стала мокрой, потому что на ней был снег, который нагрелся от моей руки и растаял).
Осуществляет мыслительный анализ: выделяет детали и систему признаков (свойств) объектов (воспринимая предмет или явление; воспроизводя образ объекта по памяти).
Устанавливает сходство и различие между объектами; выделяет существенные признаки сравниваемых объектов; выполняет многостороннее (полное, по всем признакам) сравнение объектов.
Группирует объекты по заданному признаку с опорой на зрительный образец и на представления, по самостоятельно найденному основанию, определяя основание объединения в группу заданной совокупности объектов, классифицирует объекты по обобщающему слову.
Устанавливает закономерности с опорой на зрительный образец.
Устанавливает разные отношения между предметами и объектами: противоположности; последовательности; функциональные: род – вид; целое – часть; причина – следствие.
Выполняет сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности.
Выявляет и называет разнообразные противоречия в явлениях природы (ранним летним утром нет росы на траве), предметном мире (нож не режет), наблюдаемых проявлениях социальной жизни (сверстник берет игрушку без спроса).
Выбирает самостоятельно разные способы экспериментирования (что предпринять, когда «тормозит» игрушечный поезд: попробовать самому или спросить у папы).
Принимает и понимает учебные интеллектуальные задачи.
Развитие воображения
Произвольно и самостоятельно создает образы воображения. Сочиняет развернутые и последовательные истории.
Сочиняет и воображает в различных видах деятельности. Проявляет творческую инициативу во всех видах деятельности.
Применяет широкий круг замещающих действий, образов, символов (перевоплощений в игре, театральной деятельности, привычной бытовой деятельности, сочинительстве собственных историй).
Использует различные приемы создания образов в воображении (комбинирование, типизация, смешение признаков, акцентирование, преувеличение, преуменьшение, уподобление).
Отличает вымысел от реальности.
Образовательная область «Элементарные математические представления»
Считает количественным и порядковым счетом до 10, соблюдая правила. Определяет порядковое место объекта.
Называет состав чисел от 1 до 5 из единиц и чисел от 1 до 10 – из двух меньших. Использует способы измерения величины линейных протяженностей (длина, ширина, высота) и объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки.
Различает и называет геометрические и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус), обобщенное понятие «четырехугольник».
Определяет связи и отношения между смежными числами. Различает и использует знаки «больше», «меньше», «равно».
Группирует и классифицирует предметы по одному-трем признакам.
Распознает и называет части суток, дни недели, времена года, их последовательность по словесному описанию, изобразительной наглядности, опыту собственной деятельности, наблюдений явлений природы, с помощью модели.
Ориентируется на листе бумаге, в знакомом окружающем пространстве, двигается в заданном направлении, использует наглядные модели.
Обозначает последовательность с помощью стрелки.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»
Называет значения многозначных слов разных частей речи. Различает обобщающие понятия.
Вербально выражает результат сопоставления предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству.
Употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Образовывает формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов, родительного падежа имен существительных.
Образовывает имена существительные с увеличительными, уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Находит однокоренные слова среди предложенных слов. Подбирает однокоренные слова.
Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, условий общения.
Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие изолированные, в словах и фразовой речи, не называя терминов.
Дифференцирует пары звуков [з] – [с], [ц] – [с], [ж] – [ш], [ч] – [щ], [л] – [р]. Составляет предложения разных типов.
Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.
Пересказывает художественный текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
Составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, придумывает название рассказу в соответствии с содержанием; составляет повествовательный рассказ или сказку об игрушках; рассказы из личного опыта.
Правильно произносит все звуки родного языка.
Использует средства интонационной выразительности, владеет навыками речевого самоконтроля.
Подбирает и называет слова с заданным звуком, близкие по звучанию слова.
Принимает участие в разговоре о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах).
Пересказывает литературные произведения, составляет описательные и повествовательные рассказы, связные высказывания с элементами рассуждений.
Использует разнообразные связи, обеспечивающие целостность и связность текста; осуществляет речевой самоконтроль.
Адукацыйная галіна «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»
Называе словы – назвы прадметаў, якія акружаюць: цацак, вучэбных прылад (аловак, пэндзаль, сшытак), посуду, мэблі, адзення, хатніх рэчаў (гадзіннік, дыван, канапа), жывёл (вавёрка, трус, матылёк), садавіны і агародніны (цыбуля, бульба), іх колераў (ружовы, блакітны), якасцей (прыгожы, дужы, смачны, добры, дрэнны), дзеянняў (глядзець, бачыць, сустракаць, расці).
Называе словы рускай і беларускай моў, якія супадаюць або падобныя па вымаўленні, але маюць рознае лексічнае значэнне (неделя – нядзеля, диван – дыван).
Называе традыцыйныя беларускія формы імёнаў (Алесь, Уладзя, Ян, Янка, Таццянка, Кастусь, Аленка).
Называе формы ветлівасці на беларускай мове.
Правільна вымаўляе спецыфічна беларускія гукі: [дж], [дз’], [ц’].
Правільна вымаўляе фрыкатыўныя [г], [г’]; заўсёды цвёрдыя гукі [ч], [р], гукаспалучэнне [шч], ізалявана (у гукапераймальных словах), у словах і фразах; гук [ў] у словах і фразах.
Правільна вымаўляе словы з падоўжанымі зычнымі (калоссе, варэнне); выразна вымаўляе ненаціскныя галосныя.
Правільна вымаўляе рускія і беларускія словы, падобныя па гучанні (зверек – звярок, ночь – ноч).
Утварае словазлучэнні, правільна дапасоўваючы прыметнікі да некаторых назоўнікаў (доўгі цень, белае казляня, вясёлы гармонік).
Утварае і называе словы, якія абазначаюць прыналежнасць (ляльчын, татаў, Алесеў, цётчын).
Утварае і называе прыслоўі (уранку, узімку).
Утварае і называе словы, якія абазначаюць назвы маладых істот (мышаня, тыграня, жарабя).
Утварае і называе словы са значэннем адзінкавасці (бульба – бульбіна, морква – морквіна).
Ставіць пытанні з дапамогай часціц ці, хіба.
Называе прыназоўнікі, словазлучэнні з прыназоўнікамі у, да (у лес, да сябра), злучнік але.
Правільна ўжывае спецыфічна беларускія марфолага-сінтаксічныя звароты (баліць каму, хварэць на што, хадзіць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго).
Пераказвае кароткія казкі і апавяданні – як знаёмыя, так і ўпершыню пачутыя. Апісвае сітуацыю, вырашае пэўную камунікатыўную задачу – просьба,
распавяданне, тлумачэнне.
Образовательная область «Подготовка к обучению грамоте»
Различает и правильно использует термины: «предложение», «слово», «слог»,
«ударный слог», «звук», «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «ударный гласный звук», «безударный гласный звук».
Подбирает и называет слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию, подбирает слова с заданным звуком.
Делит двух-, трехсложные слова на слоги.
Определяет словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова. Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением.
Делит на слова и составляет предложения из 2–4 слов без предлогов и союзов.
Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательная область «Изобразительное искусство»
Различает и называет жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт); виды книжной графики, скульптуры, функции архитектуры и дизайна.
Понимает и описывает содержание произведения искусства, средства художественной выразительности произведения, его образы, сюжеты.
Самостоятельно рисует предметы, сюжеты, декоративные элементы с натуры, по замыслу; вариативно использует различные способы (конструктивный, силуэтно- контурный) и техники (живописные, графические) рисования в соответствии с характеристикой образа, техники работы с живописными и графическими материалами, средства художественной выразительности (цвет, линии, ритм, композицию).
Выполняет графические действия, необходимые для овладения письмом: рисует различные линии и условные графические знаки в ограниченном пространстве.
Самостоятельно лепит предметы, сюжеты, декоративные элементы разными способами и приемами (конструктивный, смешанный, приемы прищипывания, оттягивания, примазывания, использование стек, штампов); использует средства художественной выразительности для создания образа (объем, форма, динамика (жесты, позы), пропорции, композиция).
Использует разные приемы и способы вырезания (прямолинейное, криволинейное).
Выполняет коллективную и индивидуальную аппликации: предметную, сюжетную, декоративную, плоскостную, полуобъемную, с элементами флористики, коллажа из различных материалов (бумага, ткань, природный материал).
Создает конструкции и художественные образы из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, природного (дополнительного) материала, бумаги; конструирует по образцу, схеме, замыслу, условиям разными способами, использует свойства конструктивного материала, разнообразные формы и величины, варианты цветового решения, фактуры материала.
Использует разные виды изобразительной деятельности в процессе занятий дизайном; создает доступные объекты дизайна своими руками самостоятельно и совместно с другими детьми, экспериментирует с различными художественными материалами и техниками.
Подготовка руки к письму
Выполняет графические действия, необходимые для овладения письмом: рисует различные линии и условные графические знаки в свободном и ограниченном пространстве, регулирует движения руки (по силе нажима, амплитуде), штрихует.
Воспитанник от 6 до 7 лет
Выполняет графические действия, необходимые для овладения письмом: рисует изображения, в которых сочетаются разные виды линий (горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые), комбинирует элементы (петельные, зигзагообразные, спиралевидные), замкнутые формы; следует заданному пространственному расположению; производит рукой ритмичные, равномерные, плавные движения.
Образовательная область «Музыкальное искусство»
Проявляет сопереживание музыкальным образам прослушанной музыки (в мимике, речи, движениях, музицировании).
Внимательно, заинтересованно слушает, называет вокальные и инструментальные произведения народной, классической, современной музыки (в том числе одного жанра), их автора, части (2–3).
Передает одновременно с восприятием музыки характерные особенности музыкального образа в пении, движении, музицировании, творчестве и других видах деятельности.
Различает и называет музыкальные инструменты симфонического (скрипка, флейта, гобой, труба, фортепиано, арфа и др.), белорусского народного (гармошка, дудочка, дуда, цимбалы и др.), детского (металлофон, ксилофон, треугольник, румба, бубен, барабан и др.) оркестров.
Различает и называет песни, танцы, хороводы, их части.
Различает и называет виды пения, музыкально-ритмических движений, музицирования.
Высказывает свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении, применяя знания о средствах музыкальной выразительности.
Выражает музыкальные предпочтения в общении со сверстниками и взрослыми. Выразительно исполняет песни, попевки, соблюдая певческую установку, соло,
дуэтом, хором, в хороводе, с музыкальным сопровождением и без него.
Ритмично, выразительно исполняет музыкально-ритмические движения, танцы (2–3 фигуры) с атрибутами и без них под двух- и трехчастную музыку.
Музицирует на отдельных детских музыкальных инструментах (дудочка, металлофон, ксилофон, цимбалы, треугольник, румба, бубен, барабан и др.), в ансамбле, шумовом и смешанном оркестре.
Импровизирует соло, в мини-группе, создавая целостные оригинальные и развернутые композиции-импровизации (танцевальные, песенные, песенно- инструментальные), передавая в них интонации разного настроения (мажор, минор), динамики, высоты, ритма, темпа.
Исполняет разученные песни, танцы, инструментальные композиции в разных видах эстетической деятельности и жизненных ситуациях.
Высказывает оценочные суждения о качестве собственного исполнения песни, музыкально-ритмического движения, музицирования и композиции-импровизации, исполнения сверстниками.
Образовательная область «Художественная литература»
Слушает и адекватно воспринимает произведения художественной литературы и фольклора.
Различает и называет жанры фольклора, литературные жанры (стихотворение, сказка, рассказ, басня) и их особенности.
Определяет и описывает настроение, характер литературного (фольклорного) произведения.
Выразительно исполняет поэтическое произведение, эмоционально и точно передает содержание, применяет нужные интонации, логические ударения и паузы, правильно воспроизводит темп, ритм стихотворной речи, регулирует силу голоса.
Пересказывает прозаические произведения (рассказ, сказку и др.).
Источник: образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь 04.08.2022 № 228
Мы в соцсетях & RSS